СОЗВУЧАНИЕ


СОЗВУЧАНИЕ
(нем. Mittönen), один из многозначительных для музыки акустических феноменов, который состоит в том, что тела, способные к звучанию, начинают колебаться без видимого прикосновения к ним, как только зазвучит тождественный им тон; напр. струна, настроенная в а' дрожит и звучит все время, покуда какой-нибудь инструмент или человеч. голос издает этот же тон а'. С. струн, резонаторов и т.п. происходит даже и в том случае, если звучит только один из их гармонических обертонов; при этом однако, наблюдается не полное, а частичное колебание их, так что они усиливают лишь данный тон; вот отчего на фп. при поднятии демпферов получается существенное усиление полноты звука (срв. Педаль). Феномен с-ия придает так назыв. ряду унтертонов известное реальное обоснование, которым воспользовались таким же образом для объяснения консонанса минорного аккорда, как рядом обертонов для обоснования консонанса мажорного аккорда. Срв. Созвук и Консонанс.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "СОЗВУЧАНИЕ" в других словарях:

  • СОЗВУК — (нем. Klang). С тех пор как известно, что каждый звук наших музык. инструментов представляет собой не простой тон, а состоит из целого ряда простых тонов (которые обыкновенно не замечаются нами, но при напряженном внимании вполне различимы),… …   Музыкальный словарь Римана

  • Консонанс —         (франц. consonance, от лат. consonantia слитное, согласное звучание, созвучие, гармония) слияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также созвучие, воспринимаемое как слияние тонов. Понятие К. противоположно понятию диссонанса. К …   Музыкальная энциклопедия

  • Политональность —         (от греч. polus много и тональность) особый вид ладотонального изложения, составная (но единая) система звуковысотных отношений, применяемая преим. в совр. музыке. П. не сумма нескольких тональностей..., а сложный их синтез, дающий новое… …   Музыкальная энциклопедия

  • Резонансовые струны —         дополнит. струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Служат для обогащения тембра и усиления звучания последних. Делаются обычно из тонкой проволоки и размещаются под грифом.… …   Музыкальная энциклопедия

  • УХО — y людей, также как и у высших видов животных, представляет собой чрезвычайно сложный аппарат, делящийся на три части: наружное у., среднее у. и внутреннее у. Первое состоит из звуковой воронки – ушной раковины со слуховым проходом, –… …   Музыкальный словарь Римана

  • АКУСТИКА — (греч.), наука о слышимом, т.е. учение о природе звука, условиях его возникновения, способе и быстроте распространения, а также о конечном его восприятии посредством уха. Различают физическую и физиологическую а., причем последняя занимается… …   Музыкальный словарь Римана

  • BARDONE — Viola di B., то же, что баритон (струнный инструмент); вероятно это то же самое слово, только исковерканное итальянцами; что же касается до встречающегося так же выражения Viola di bordone, то оно относится к виоле, у которой рядом с грифом,… …   Музыкальный словарь Римана

  • БАРИТОН — (нем. Baryton, ит. baritono), 1) самый красивый из всех видов мужских голосов; соединяет в себе величавость и силу баса с блеском тенора и представляет поэтому нечто среднее между ними. Различают теноровый и басовый б., смотря по тому какой… …   Музыкальный словарь Римана

  • КОНСОНАНС — (лат. consonantia, созвучание ), – слияние нескольких тонов в один объединяющий созвук. Мажорный к. (мажорный аккорд) получается при совместном звучании главного тона с его верхней квинтой и верхней терцией, а минорный к. (минорный аккорд)… …   Музыкальный словарь Римана